Предлагаются методические и дидактические материалы, полученные в ходе реализации инновационного проекта «Внедрение модели формирования двигательной культуры субъектов образовательного пространства сельской школы», который был реализован с 2017 по 2020 год под руководством консультанта проекта, кандидата педагогических наук, доцента кафедры физического воспитания и спорта учреждения образования «Гродненский государственный аграрный университет» Снежицкого Павла Владимировича
На начальном этапе
формирования двигательной культуры целесообразно проанализировать
информированность обучающихся о проблемах формирования двигательной культуры. С
этой целью необходимо провести анкету
для школьников «Необходимы ли мне физкультура и спорт ?». Систематизация полученных в ходе анкетирования данных
позволит разработать приоритетные направления дальнейшей деятельности по формированию
двигательной культуры личности. Эти же анкеты нужно предложить для
заполнения на обобщающем этапе.
К примеру, при сравнении результатов стартовой и
итоговой диагностики, проведенной среди учащихся 5-9-х классов ГУО «Клайшанская
базовая школа», выявлено следующее:
самостоятельные занятия физическими упражнениями вошли в привычку у 17
% детей на начало деятельности по
формированию двигательной культуры, у 63 % (+46 %) – на окончание; лишь 11 % в
понятие «здоровый образ жизни» вкладывали понятие «спорт» в начале деятельности,
100 % (+89 %) согласны с данным утверждением на окончание; 87% считали ранее, что дополнительные занятия
физическими упражнениями нужны и полезны для здоровья, так как школьных уроков
физкультуры недостаточно, 100 % (+13 %) считают так сейчас.
С целью достижения
более высокого уровня физического развития и физической подготовленности
учащихся предлагаются
для реализации следующие мероприятия: üорганизация физкультурно-оздоровительной работы
в режиме каждого учебного дня:
гимнастика до уроков, подвижные перемены, физкультурные минутки и динамические
паузы во время уроков; üофисные
зарядки для педагогов во время проведения педсоветов, совещаний, методических
объединений; üпроведение
Дней здоровья (вторая суббота месяца); üучастие
в соревнованиях школьной, районной, областной спартакиады; üорганизация
работы оздоровительного лагеря во время каникул; üвнедрение новой
формы работы – проведение Дней движения. Каждую первую и третью среду
месяца в рамках работы школьного спортивного клуба для учащихся 1-9 классов проводить
Дни движения «Путешествие по видам спорта»: сентябрь – легкая атлетика, октябрь
– футбол, ноябрь – баскетбол, декабрь – гимнастика, январь
– зимние виды спорта, февраль – настольный теннис, март – подвижные игры,
апрель – пионербол, май – туризм.
С целью пропаганды сохранения собственного
здоровья и осознанияокружающими ответственности
за свою жизнь целесообразно создать отрядволонтёров здорового образа жизни из числа наиболее активных старшеклассников.
Деятельность волонтёрского движенияможно построить по трём направлениям: работа
волонтёров-инструкторовравного
обучения, информационная деятельность, организация активного досуга для всех
обучающихся.
Своим сверстникам седьмых-девятых классов
волонтёры ЗОЖ смогут передавать информацию по принципу «равный обучает
равного». Для проведения обучающих занятий можноиспользовать как готовые модули, так и разработанные
самостоятельнопро влияниедвижениянаорганизм.
Волонтёрам ЗОЖ рекомендуется размещать
информационные бюллетени для самостоятельного изучения. Самыми востребованными могут
быть буклеты и листовкиследующей
тематики: «Здоровье на тарелке», «Простые советы для здоровья», «Слагаемые
здоровья», «Здоровые цифры здорового человека»,«Калькулятор долголетия», «Занятия спортом для ума». В своей
деятельности старшеклассники могут применять метод художественно-эмоционального воздействия
через такую форму работы, какскрайбинг,
где предлагаютпроиллюстрироватьпо-своему предложенный текст или
четверостишие на знание основ здорового образа жизни. Востребованной может быть
такаяформа работы, как квилт:
переносная ширма, состоящая из отдельных лоскутков-стикеров, на которых ребята
высказывают свои мнения и оставляют ответына заданный вопрос. Эта форма может помочь волонтёрамбыстро собратьактуальнуюинформацию на любую тему.
Волонтёры ЗОЖ должныпридумывать
и предлагать новые формы для организации активного досуга. К примеру,инициироватьвступление школьной футбольной команды в Клуб болельщиков футбольного
клуба «Неман» с целью взаимодействия с юниорской командой и участия в жизни
футбольного клуба. Или, например, внести
идею о создании во дворе школызоны
«Игры на асфальте» с целью повышения двигательной культуры детей в свободное
время.
В
рамках работы Школы движения «Темп» предлагается апробировать методику
индивидуализации двигательных режимов сельских школьников и представителей их
ближайшего социального окружения на совместных занятиях в секции общей
физической подготовки.
На первом году апробирования обучающиеся
5-9 классов и взрослое население из представителей ближайшего социального
окружения должны заполнить индивидуальную диагностическую карту (смотрите вкладку). Школьники выполняют антропометрические данные, функциональные пробы,
педагогические тесты для контрольно-педагогического блока индивидуальной
диагностической карты
на занятиях секции
общей физической подготовки (смотрите вкладку).
На втором году апробирования
методики
индивидуализации двигательных режимов из всех детей и взрослых,
заполнявших ИДК, формируются 2 группы для занятий в секциях ОФП: контрольная
группа для занятий по обычной программе (14 обучающихся, 4 взрослых),
экспериментальная группа для занятий по методике индивидуализации
двигательных режимов (14 обучающихся, 4 взрослых). Занятия секции ОФП
проходят дважды в неделю, где участники занимаются по станциям посредством круговой тренировки
под контролем тренера. (смотрите вкладку).
Дважды в год (сентябрь, апрель) необходимо оценивать
уровень физической подготовленности в баллах: сила, выносливость, гибкость,
быстрота, ловкость. На основе полученных данных разрабатываются
карты индивидуального двигательного режима для занимающихся экспериментальной группы
секции ОФП. (смотрите вкладку).
Обучающиеся под руководством учителя корректируют
«Карту индивидуального двигательного режима» с указанием количества повторений,
темпа и индивидуальной моторной плотности упражнений. Ведь суть занятий экспериментальной группы
секции ОФП в том, что каждый занимающийся должен был выбрать свой индивидуальный
двигательный режим, делать физические упражнения необходимое количество раз и в
нужном темпе, исходя из собственного функционального состояния в
данный момент.
Корректировка длительности упражнений осуществляется при помощи текущего
контроля функционального состояния школьников (проба Руфье). Занимающиеся замеряют
пробу Руфье самостоятельно перед каждым
занятием и заносят в персональную таблицу
каждого занимающегося на компьютере в программе Microsoft Excel. Уточнение
индивидуального двигательного режима производится раз в четверть, после чего в КИДР
вносятся дополнения.
С целью сэкономить время на занятиях секции ОФП
можно использовать следующий разработанный дидактический материал:
Электронная
таблица в программе Microsoft Excel для автоматического подсчёта пробы Руфье в
начале каждого занятия секции ОФП. Учителем со слов ребёнка в ноутбук вносятся
данные Р1, Р2, Р3, после чего индекс Руфье, текстовая оценка
работоспособности и оценка в баллах выдаются автоматически (смотрите
вкладку).
Оценка данных
уровня физической подготовленности на компьютере в программе Microsoft Excel,
где необходимо учителю физической культуры и здоровья заполнить столбцы красного цвета, после чего
автоматически определяется средний балл, оценка, уровень (смотрите вкладку).
Оценка физического
развития и функционального состояния на компьютере в программе Microsoft Excel,
где вносятся и данные на участников
экспериментальной группы каждую
четверть. После внесения данных автоматически определяется комплексная оценка
функционального состояния каждого ребёнка, стоит только нажать на номер, под
которым находится его фамилия (смотрите
вкладку).
Результатом апробирования методики индивидуализации двигательных
режимов сельских школьников и представителей их ближайшего социального
окружения станет обеспечение соответствия физических нагрузок
обучающихся экспериментальной группы в секции ОФП их функциональному состоянию.
В результате апробирования
методики индивидуализации двигательных режимов сельских школьников и
представителей их ближайшего социального окружения в ГУО «Клайшанская базовая
школа» было выявлено, что занятия экспериментальной группы в секции ОФП
по методике индивидуализации двигательных режимов более эффективны, чем занятия
контрольной группы секции ОФП по обычной программе. Но и контрольная, и
экспериментальная группы улучшили свои результаты. Все вместе участники секции
ОФП улучшили состояние здоровья на 11,3 %, увеличили уровень физической
подготовленности на 25,98 %, увеличили уровень функционального состояния на
11,96 % (смотрите вкладку).