В основу модели
формирования двигательной культуры положены результаты и практические материалы диссертационной
работы кандидата педагогических наук, доцента кафедры физического воспитания и
спорта учреждения образования «Гродненский государственный аграрный
университет» Снежицкого Павла Владимировича «Индивидуализация двигательных режимов сельских
школьников на внеклассных занятиях по физической культуре».
Правильно организованная двигательная
активность является важнейшим фактором
формирования здорового образа жизни и укрепления здоровья человека вне
зависимости от его возраста.
По
данным экспертов Всемирной организации здравоохранения, здоровье человека на 20
% зависит от условий окружающей среды, на 10 % – от уровня развития медицинской
помощи, 20 % обуславливается наследственной предрасположенностью к болезням и
на 50 % зависит от образа жизни человека. То есть, более 50 % факторов,
влияющих на состояние здоровья человека – управляются им самим и ближайшим его
социальным окружением, определяя задачу формирования ЗОЖ преимущественно как воспитательную,
чем медицинскую.
Таким образом, модель формирования
двигательной культуры ориентирована на создание здоровье-формирующей среды
жизнедеятельности субъектов образовательного пространства, на профилактику и коррекцию неблагоприятных
изменений функционального состояния организма, а также на повышение
оздоровительной эффективности организованных и самостоятельных форм
двигательной активности субъектов образовательного пространства за счет
использования методики индивидуализации двигательных режимов сельских
школьников и представителей их ближайшего окружения.
Критериями
эффективности двигательной культуры выступает трёхкомпонентная модель,
представляющая совокупность когнитивного, деятельностного и
мотивационно-ценностного компонентов.
Когнитивный
компонент – наличие знаний в области основ здорового образа жизни, о влиянии
двигательной активности на системы и функции организма.
Деятельностный
компонент – наличие способности к самоорганизации двигательного развития,
достижение более высокого уровня физической подготовленности, функционального
состояния, двигательной среды.
Мотивационно-деятельностный
компонент – формирование системы ценностных ориентаций, определяющих
необходимость сохранения собственного физического, психологического,
социального здоровья.
Кроме этого,
критерием эффективности является состояние здоровья учащихся и качество
образовательного пространства.